Национальные особенности психологии класса

Национальные особенности психологии классаИзучение психологических свойств и особенностей наций в зарубежной социологии и социальной психологии с самого начала было отмечено печатью двух методологических пороков, неразрывно связанных друг с другом. Во-первых, психологический облик нации рассматривается как самостоятельная сущность, независимая от социально-экономических форм, в которых протекает жизнь нации. Поэтому именно психологический склад нации, ее характер считаются ее основной сутью, ее отличительной качественной особенностью. Во-вторых, психология нации рассматривается в социологических теориях как нечто единое, целостное, независимое от наличной социальной структуры нации. Характеристика психологического склада нации выражается такими понятиями, как "единый национальный дух", "общий национальный характер" и т. п. Словом, социология и социальная психология рассматривают нацию как "чистую" психологическую общность, характеризующуюся едиными, неизменными, "природными" психологическими особенностями и чертами.

Влияние концепции на становление политических партий и движений

Национальные особенности психологии класса

Концепция "независимости" и "неизменности" психологического склада нации интенсивно разрабатывалась в социологии и социальной психологии конца XIX — начала XX века. Именно оттуда она перекочевала в практические политические программы партий и во всякого рода реформистские и оппортунистические проекты решения национального вопроса — программы меньшевиков, социал-

демократических партий, Интернационала и т. п. Нельзя не видеть, с другой стороны, непосредственной генетической, содержательной и функциональной связи концепции со всеми сколько-нибудь систематизированными идейными течениями национализма, начиная от концепции культурно-национальной автономии О. Бауэра и кончая самым оголтелым шовинизмом и расизмом фашистского толка. При этом следует подчеркнуть,

что практически-политический аспект подобного понимания национальной психологии, хотя и возник на базе вполне определенных теоретических построений, давно уже приобрел относительную самостоятельность, относительно независимое от дальнейших теоретических "изысканий" существование.

В чем суть понятия, определение в социологии и психологии

Национальные особенности психологии класса

Идея реального существования особого "национального духа", лежащего якобы в основе не только психического облика, но и практического поведения того или иного народа и нации, была "введена" в социологию В. Вундтом и Ф. Гиддингсом. В книге "Основания социологии" Ф. Гиддингс так определяет существо национальной психологии: "Каждое общество или племя, каждая нация обладает собственным социальным разумом, который так же мало походит на социальный разум всякого другого общества, как физическая внешность одной национальности на физическую внешность другой".

Пытаясь объяснить условия и пути формирования такого единого для всей нации "социального разума", Гиддингс ссылается на существование "естественного" для любого сообщества механизма межличностного общения, основой которого являются подражательно-симпатические процессы. Подражательная и симпатическая

интеграция чувств и верований, обнаруживающаяся в более или менее сильных рефлективных или инстинктивных действиях, замечается во все больших размерах в народных суевериях, паниках, эмоциональных переживаниях, возмущениях, суде Линча, восстаниях и революциях.

Психология нации и ее психологические свойства

Национальные особенности психологии класса

Отрыв психологии нации от социально-экономических условий ее существования приводит как к извращению самого содержания понятия "национальный характер", так и к абсолютизации роли национальной психологии в мотивации действий людей. Известно, что такая абсолютизация лежит в основе теории и практики национализма, в какой бы форме он ни выступал. Нарочитое преувеличение роли национального

сознания, "национального характера" необходимо национализму для того, чтобы сначала "утвердить" тезис об исключительности психологии каждой нации и затем заявить, что именно эта исключительность определяет необходимые (и опять-таки сугубо специфические, "исключительные") для каждой нации формы экономического и политического устройства, а также направления культурного развития.

Небезынтересно проследить, как эта "концепция" воплощалась в различных практических программах национализма вплоть до внешне респектабельных социологических исследований ученых, исследований, которые явно претендуют на объективность и гуманистичность своего содержания.

Основы национализма

Национальные особенности психологии класса

Нацисты в Германии муссировали идею "национальной исключительности", используя ее для националистической демагогии относительно "дальнейшего существования единой немецкой нации". Идеи "исключительности нации" и "единства нации" независимо от социально-экономических условий — близнецы-братья.

Националистические теоретики выдвигали "национальное самосознание" и "национальную волю" в качестве главных критериев принадлежности к той или иной нации. С помощью такого тезиса они пытались затушевать внутреннюю социально-классовую дифференциацию наций в классовом обществе. При этом они явно спекулировали на фактах действительного роста национального самосознания у

Читайте также  Вам необходима эмоциональная диета

многих народов, не желая видеть объективные социально-экономические и политические основы этого роста (достижение независимости, образование самостоятельных национальных государств, развитие экономики, сдвиги в социальной структуре и т. п.). Абсолютизируя "национальное самосознание", представляя его в качестве самостоятельной сущности, они на деле ратовали за национальную обособленность и ограниченность, за иллюзорное "единство нации".

Важнейшими методологическими принципами исследования национальной психологии являются следующие:

Во-первых, психический облик нации складывается под определяющим воздействием социально-экономических условий ее жизни, является отражением этих условий. Психологические признаки нации вторичны, производятся от ее социально-экономических признаков.

Во-вторых, в условиях классового общества психологический облик нации внутренне противоречив, как внутренне противоречива реальная социальная структура нации. Поэтому область единых для всей нации черт и особенностей весьма ограничена.

Из этих методологических принципов вытекает одно важное следствие: недопустимо рассматривать нацию как лишь психологическую общность. Недопустимо потому, что общность некоторых психологических черт и особенностей нации охватывает столь незначительную область реальных феноменов, что вряд ли является достаточно прочным основанием для широких выводов и обобщений, и потому, что общность этих черт детерминирована социально-экономическими условиями бытия нации.

Когда мы говорим о характере какой-либо общности людей, то имеется в виду система наиболее сущностных, наиболее устойчивых психологических качеств, отличающая эту общность от любой другой. Понятно, что такая система может сформироваться лишь при наличии общности коренных, а не второстепенных социально-экономических характеристик. Характер общности детерминируется той сферой, той областью ее бытия, которая охватывает сущность общественных отношений, определяющих место и роль данной общности в жизни формации.

Анализируемая концепция может быть резюмирована выводом о том, что следует говорить не об общности психического склада (и, тем более, не о единстве характера той или иной нации), а о наличии некоторых особых национальных форм проявления психического склада (характера в том числе) тех или иных классово-профессиональных групп.

Имеет ли право "национальная психология" претендовать на статус "характера"? Иными словами, относятся ли национальные психологические особенности к области сущностных качеств или это область внешних проявлений? Эти вопросы можно решить, установив содержание понятия "характер". Существует несколько определений национального характера, однако все они сводятся лишь к генетическому аспекту либо к перечислению форм проявления. Отсутствие четко выраженной функциональной характеристики не позволяет понять существо этого феномена.

Применительно к общественной психологии характер можно определить как совокупность таких сущностных психических черт общности, которыми определяется направленность ее социальной деятельности. С этих позиций вряд ли можно говорить о едином характере какой-либо нации. Более обоснованным является утверждение о национальных особенностях проявления характера различных классов, составляющих социальную структуру той или иной нации.

Конечно, в определенные исторические моменты (национально-освободительные революции, например) наблюдается единство действий всей нации в целом, но это единство действий порождено отнюдь не единством "национального характера", а общностью ситуативного настроения, порожденного общностью опять-таки ситуативных интересов.

Идеи "исключительности нации" и нацизм

Национальные особенности психологии класса

Многочисленные описания "национального характера" представляют собой по сути дела произвольное перенесение тех или иных качеств психологии индивидов на психологию целых народов. Весьма распространенным является также приписывание нации психологических черт, характерных для той или иной социальной группы. Так,

например, русские либеральные народники были склонны распространять на весь русский народ психологические черты, свойственные крестьянству. В социологии и социальной психологии, опиравшейся на религиозно-мистическую философию, русский народ выступал "носителем" психологических черт либеральной интеллигенции.

Следует, конечно, иметь в виду, что в системе национальной психологии имеются различные по содержанию и характеру функционирования компоненты. Одни из черт национальной психологии более или менее устойчивы, существуют и функционируют в течение длительного (или даже всего) исторического периода существования данной нации, другие — временны, ситуативны. Одни — связаны с какими-то более или менее

существенными сторонами общественного бытия нации, другие — порождены несущественными факторами и т. д. Поэтому анализ содержания национальной психологии также требует дифференцированного подхода. Это тем более важно, что различные компоненты национальной психологии по-разному относятся к классовым

Читайте также  Вера и надежда двигает горы

интересам и целям. История показывает, что многие из национальных традиций, обычаев, психологических особенностей оказывают весьма существенное влияние на социальную активность различных классовых отрядов нации, поэтому недооценивать их неразумно.

Таким образом, утверждение о проблематичности существования такого психологического феномена, как национальный характер, вовсе не означает отрицания реального наличия национальной психологии как совокупности идей и чувств, отражающих общие условия существования данной нации. Видимо, следует просто

различать такие понятия, как "психология" и "характер". Понятие "психология" значительно шире по объему, чем понятие "характер". Далеко не все психологические черты и особенности той или иной общности следует расценивать как черты и особенности характера. Более того, далеко не всякая общность обладает таким психологическим феноменом, как характер.

Национальная психология существует и функционирует как форма проявления сущностных качеств психологии главных элементов социальной структуры классового общества — классов. Но она существует и поэтому, конечно же, подлежит исследованию, как всякий реальный феномен действительности. Самым главным и самым сложным является определение той области общественного бытия, отражением

которой выступает национальная психология. Эта проблема сложна потому, что в национальной психологии отражается не одна какая-либо локальная область общественной жизни — экономическая, социальная, политическая или духовная, а определенные элементы разных областей.

Реальность национальной психологии в условиях резкой социально-классовой дифференциации наций проявляется в том, что существует ряд психологических черт, сформировавшихся под воздействием общих для данной нации социальных факторов и обстоятельств. Однако сам факт констатации реальности национальной психологии не решает еще проблемы ее содержания и социальной функциональной роли.

Национальный характер

Психология нации и психология класса формируются под воздействием различных социально-экономических и духовных факторов. Естественно поэтому, что и структуры психологического облика этих различных по своей природе общностей людей различны. Так, например, есть все основания считать, что в структуре психологии нации нет такого элемента, как характер. В структуре же психологии класса характер

представляет собой главный элемент. Весьма проблематичным является наличие в структуре национальной психологии воли как сколько-нибудь значимого и устойчивого феномена. В структуре психологии класса воля — весьма легко обнаруживающийся элемент. С другой стороны, в психологическом облике нации важную роль играют

единство языка, тысячелетние обычаи и традиции, несущие на себе этническую нагрузку, и т. п. Для психологического облика класса данные феномены либо вообще не характерны, либо играют весьма несущественную роль.

Различие структуры и содержания психологии класса и нации определяет и различие их функциональной роли. Психология класса мотивирует его основные социальные действия, определяет их направленность. Национально-психологические черты и особенности определяют лишь индивидуальное своеобразие этих социальных

действий каждого отдельного национального отряда класса. Иными словами, психология класса выступает по отношению к психологии нации как сущность, в то время как национальная психология есть форма проявления психологии классов.

Надежда Интернет для начинающих

Возможно Вас другие статьи заинтересуют:

● Вам необходима эмоциональная диета
Как привести свои мысли в относительный порядок и обеспечить себе спокойное и уравновешенное состояние? Когда мы хотим очистить свое тело, ...
● Как договориться со своим мозгом
Человеческий мозг – наверное, самое непостижимое знание. Каковы границы его возможностей? С какой скоростью он работает? На эти и многие ...
● Быть, действовать, иметь, или 3 шага на пути к успеху
Вся наша жизнь – это результат нашего собственного выбора. Не исключено, что именно сейчас вы чувствуете, что вам чего-то в ...
● Блогер — образ жизни
Блогер - образ жизни с чего он начинался в виртуальной сети. До виртуального образа жизни работала и подрабатывала везде, где ...
● Вера и надежда двигает горы
В самом начале был winduws.com и doublecleeck.com один в один схема, по которой они продолжают мошенничать. Как рекламируют друг друга ...

Комментарии 10

  • Всё это, безусловно, очень интересно. Но моё субъективное мнение — детальное изучение и знание психологических особенностей нации очень важно для политических технологов, реформаторов и разного рода «революционеров», чтобы в нужный момент умело сыграть на этих струнах. Для истинно развитой духовно личности, как мне кажется, национальные особенности не играют важной роли, все мы дети Божьи — главное, какой человек по своей сути независимо от национальности. Но знать такие вещи всё же нужно, хотя бы для того, чтобы понимать, как себя вести вне своего национального окружения.

    • Верно. Детальное изучение психологических особенностей необходимо для политических технологов, которые потом как кукловоды, просто руководят по умному определенными событиями и людьми, как куклами управляют. Вот откуда у людей такие понятия, о которых не написано ни в Библии, ни в Коране…

  • Патриотизм, национальная гордость за свое Отечество, любовь к родной Земле — это замечательно. Но национализм — это уже плохо.
    Нужно иметь одно, но не перейти в крайность. А у нас часто видишь или отсутствие гордости за свою страну или, наоборот, оголтелый национализм.

    • Как я согласна Аннушка с тобой: нет золотой середины у многих. А национализм — это самое страшное на земле. Хотя это не вещь, это глубже… И от этого становится еще страшнее.

  • Я сейчас читаю эзотерику и психологию. Но вот мне нравиться больше эзотерика, а также мне курс муж покупал у ясновидящей, она поясняла некоторые моменты, такое понимание вещей мне ближе психологии. Вот не знаю почему.

    • Эзотерика — это очень глубокие познания нашей модели жизни, хотя многие отрицают многое, те, которые не вникают в суть эзотерики и здесь я согласна с Вами Алёна. Считают, что многое выдумано эзотериками, но там в эзотерике так понятно все укладывается и раскладывается: понимание практически всех вещей и нюансов жизни по полочкам.

  • Все интересно, но для меня, далекой от национальных особенностей человеческой психики, много непонятного. Психологию нам не преподавали, а сейчас вроде бы и хочется поглубже заняться ее изучением, поскольку это тема очень интересная и в жизни она даже очень необходима, но никак до нее «руки не доходят».

    • Верно Тая, нам не преподавали психологию, в наше время мы жили по другому, другим укладом жизни. Это попозже начали вникать во многое. У меня тоже времени бывает в обрез, но как — то стараюсь совмещать хотя бы немногое. Для собственной эрудиции. Учимся дальше.

  • Наденька,как ты всё интересно пишешь и рассуждения твои очень интересны!Для меня лично психология имеет большой интерес.Я сама прошла эту школу и до сих пор поражаюсь тому,как же мы ещё далеки от настоящей действительности…

    Один из сложнейших вопросов социальной психологии — вопрос о национальных особенностях человеческой психики. Марксистско-ленинская теория нации признает, что каждая нация имеет специфические для нее психические черты и свойства, совокупность которых обозначается понятиями психического склада нации и национального характера и которые проявляются и преломляются в национальной культуре. Однако конкретное изучение национальных особенностей психологии (этим занимается особая область социальной психологии — этнопсихология) сопряжено с большими трудностями.Для меня это пока не достижимо и я рада тому,что хоть немного разбираюсь в характере людей, и постигаю дальнейшее изучение разных типов личности.За статью спасибо!Открыла для себя много нового и интересного!

    • Я тоже люблю психологию, хотя глубоко и не лезу, но некоторые моменты мне очень интересны.Ты знаешь Леночка, сейчас многое сопряжено с большими трудностями. Далеко ходить не нужно, я жила в разных регионах и в каждом регионе, республике, независимо от национальности и вероисповедания, мне интересно было анализировать национальные особенности человеческой психики. Распространенные знания этнопсихологии позволяют снизить напряжение в обществе, но не всегда люди раскрываются в своей сущности в определенных ситуациях.

      Жила в Казахстане, общалась, дружила со всеми национальностями и у нас не было в то, советское время разделения на нации. Мы шутили по доброму друг с другом, потом случилась та ситуация, которая разделила нации конкретно, кому — то это было нужно — политика всегда была и будет существовать. Сели мы у меня на складе, вмазали спирта (его у меня были тонны) и сидим с юмором соображаем: Как теперь жить? Казах и киргиз у меня были друзья и оба с одинаковыми именами и у обоих жены были русские. И оба прикололись шуточно, добрейшей души люди и спокойно уравновешенные: Жен в Россию, мы остаемся здесь… У меня сразу вопрос: А детей как и куда? — Пусть бегают по границе, а алименты с двух родителей)))

      Посчитали по пальцам национальности, которые проживали конкретно в Джамбуле, выпили за мир и дружбу и остались людьми. Национальные особенности характера существуют испокон веков и как сказал мне один пожилой, умудренный жизнью и годами аксакал (старших так называют уважительно в Средней Азии) ЗОЛОТЫЕ СЛОВА: «Неважно, что происходит и что будет происходить в мире, мир, войны, главное — всегда оставаться человеком перед самим собой.» И задал мне вопрос: «Почему я должен тебя дочка не уважать, не считаться с твоим мнением? Только потому, что ты русская, а я казах?

      Перед Аллахом у нас и перед Богом у православных мы все просто люди с одинаковой кровью, со своими мыслями, заботами в жизни, радостями и печалями. Не всегда все гладко складывается у любой нации, каждая нация имеет свои традиции, свою историю, свой язык и просто нужно уважать друг друга. Потому что человек любой национальности имеет свой богатый жизненный опыт, которым может поделиться с любым человеком, независимо от нации. А история человечества создается нами, людями. Мы люди, а не звери.» Знаешь,так хорошо запомнила его слова и эта беседа так хорошо отложилась в памяти у меня.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *