Александр Македонский и его Александрии

Тайна завоеванийПростое путешествие древнего грека через всю Малую Азию, Персию и Вавилонию, путешествие, во время которого он пересек Среднюю Азию, побывал в Тире, в Египте и в Индии. Простое путешествие такого рода во времена, предшествующие Александру, сделало бы неутомимого путника знаменитым. Это до сих пор, спустя двадцать три века, кажется поразительным. Двадцатилетний юноша отправляется покорять мир... и покоряет весьма солидную его часть. Непревзойденный воин, укротитель необъезженных коней, Александр к тому же знаток поэзии и ученик Аристотеля — главы тогдашней мировой науки. Вот кому довелось стать во главе греков, объединенных мощью его отца. Вот кто совершил «невозможное»: сокрушил Персидскую империю, превосходившую маленькую Грецию во многие десятки раз и по населению и по площади.

Сколько лет, как этому походу не перестают удивляться!
Но современники все-таки меньше удивлялись победам Александра, чем потомки. Исторические неожиданности кажутся неожиданностями, как правило, потому, что мы слишком мало знаем о причинах, и предыстории определенных событий.
Даже самые поразительные исторические события происходят в силу законов истории, а

не вопреки им. И завоевания Александра в глазах ученых выглядят на общем фоне эпохи, как следствие вполне объективных причин, результат конкретной исторической обстановки. По-видимому, соотношение сил между Грецией и Персидской державой задолго до Александра стало складываться не в пользу Персии. Греческие города ушли далеко вперед в своем социально-экономическом развитии. Греция была на подъеме, и

недаром до сих пор человечество помнит имена ее поэтов, ученых, политических деятелей и полководцев. Греческие солдаты и моряки славились тогда по всему миру.
Греки и македонцы сделали несколько значительных чисто военных изобретений и открытий, разработали новые правила стратегии и тактики. Задолго до начала македонских завоеваний греки выиграли, несколько войн с Персией, пытавшейся

покорить Элладу. За полсотни лет до Александра спартанский царь Агесилай уже вторгся в глубь Персидской державы, разгромил правителей нескольких областей, привлек на свою сторону иных вражеских наместников и «сильных людей» разных городов и вообще поставил врага на край гибели.

Уже планировался поход на Эктабаны, тогдашнее местопребывание персидского владыки, и, может быть, великую державу спасло лишь то, что усиления Спарты боялись другие эллинские государства.
Афины и Фивы послали против своей грозной соперницы сильные армии. Царь Агесилай с войсками был срочно отозван на родину и подчинился приказу. Не забудьте, царь в Спарте

отнюдь не был владыкой страны или хотя бы правителем ее, царей было двое, да и на их общую долю падала только часть государственной власти. (Кстати, Агесилаю, как позже Александру, были предложены божеские почести — это сделали жители острова Фасос в Эгейском море, Агесилай ответил: пусть сперва они обратят в богов себя самих, тогда я поверю, что и меня они в состоянии сделать богом.) Несколько позже философ Исократ

призывал греков к объединению ради мира в стране и завоеваний вне ее, причем опять-таки считал вполне реальным захват всей Персидской державы. И, насколько мы можем судить, никто не обвинял его за этот план покорения Персии в бессмысленном прожектерстве. Увы, куда более пессимистически смотрели политики тех времен на возможность объединения Греции, разорванной на многие десятки государств.

Наконец, сам Аристотель, объявивший идеальным государством такое, в котором было бы не более десяти тысяч граждан, иначе как же им обсуждать государственные дела, — сам Аристотель считал, что греки достаточно сильны для покорения мира. Объединившись, они могли бы его покорить, но тогда, меланхолически замечал великий философ, это были бы уже не те греки...

Можно считать это точным политическим предсказанием. Объединенных сил греков хватило для разгрома и покорения не только персов, но и многих народов восточнее, севернее и южнее Персидской державы. Благодаря Александру Македонскому европейцы лучше познакомились с Индией и Средней Азией, и в этом смысле весь поход его был путешествием, причем не одного, а многих тысяч людей. Но гораздо важнее для истории оказалась вызванная им встреча двух миров.

Для «отца истории» — Геродота, жившего за век-полтора до македонских завоевателей, мир резко и отчетливо делился на две основные части: Эллада и земли варваров. Эти две части прямо противостояли друг другу. Свою «Историю» Геродот начинает с выяснения, кто именно был виновником раздоров между эллинами и варварами. При этом варвары для него нечто единое, живут они в Колхиде или Финикии, Персии или Египте.

После походов Македонца эллины оказались разбросаны по всей огромной территории империи в качестве чиновников и солдат. Культуры Востока и Запада неизбежно должны были не просто соприкасаться между собой и воздействовать друг на друга, но смешиваться, как смешались в молодой и недолговечной Македонской державе разные народы и разные политические системы.

Впрочем, на самом деле здесь встретились не две культуры, а гораздо большее их число. В состав империи Македонца вошла ведь и часть Индии, в ту пору, как и ныне, отличавшейся яркой и своеобразной цивилизацией, поражавшей воображение людей Запада сильнее, чем любая другая страна. Египет, вот уже почти два века подчинявшийся персам, добивался независимости. Здесь все время вспыхивали восстания. Персидское влияние на египетскую культуру оказалось ничтожно, и египетская цивилизация была до тех пор вполне самостоятельной.

Да и огромное наследие Вавилона, лежавшего в самом центре Персидской империи, осваивалось громоздкой державой далеко не в достаточной мере. Персидское государство делилось на обладателей, между которыми не было почти ничего общего.
Александр же якобы повелел, чтобы все считали своим «родным городом — мир», его «акрополем — лагерь», чтобы родственниками считали всех доблестных, а чужестранцами

дурных людей. Конечно, под миром тут понималась его собственная мировая держава.
В I веке до нашей эры историк Диодор Сицилийский в своей книге процитировал одно из программных заявлений Александра. Из него следует, что Македонец задумал построить город с заведомо смешанным населением. Мало того. Целые народы должны быть перемещены из Азии в Европу и наоборот, причем без вреда для этих народов. Словом,

Александр задумал, если верить Диодору, целую систему мероприятий по превращению гигантского конгломерата племен и народов в единый народ. Такая задача не под силу одному человеку, какой бы властью он ни обладал. Но поражает уже самый замысел. (Если, конечно, он существовал. В истории не раз случалось, что позднейшие писатели, осмысляя дела политиков, вкладывали в их уста собственные суждения.)

Читайте также  Матерные слова раскрыты

В Греции жило в это время немало больших ученых. Но почти все они ставили эллинов несравненно выше «варваров». Никому из них в голову не могла прийти идея о растворении греков в «варварском» море. А для Александра эта идея стала, по-видимому, любимым детищем.
И начала в какой-то степени осуществляться. Основой для такой попытки послужила, конечно, не сама по себе «воля завоевателя», а исторически сложившееся положение вещей, подготовившее возможность резкого сближения культур многих стран Запада и Востока.

Торжество эллинистической культуры на развалинах Македонской державы вопреки расколу империи на множество государств опять-таки подтверждает историческую обусловленность похода Александра. Культуры разных народов смогли в определенной мере объединиться прежде всего потому, что созрели для такого объединения. Иначе монархия Александра оставила бы совсем иной след в истории.

Александр придавал большое значение тому, чтобы выглядеть в глазах своих новых подданных не завоевателем, а законным государем. Он всячески напоминал, что разгромленный Дарий перед смертью сам объявил его своим наследником. Он женился на дочери Дария, чтобы закрепить свои «наследственные права». А еще раньше взял в жены дочь побежденного князя Бактрии. (Бактрия лежала в основном на территории

Афганистана и на юге Средней Азии.) Но если в первом случае Александр никого не призывал следовать своему примеру, то, женясь на персиянке, он в этот же день переженил тысячи своих воинов на бактрийках, индианках, персиянках...
Всякая встреча народов оборачивается, в частности, смешением их крови, но Александр первым, вероятно, сделал смешанные браки поощряемыми в государственном масштабе.

«Международная свадьба» была закреплением новых хозяйственных и культурных контактов, возникавших в великой державе. Но и это было только небольшой, хотя и многозначительной деталью общей картины событий. Русский академик В. Бартольд утверждал, что образование империи Александра самое важное событие в мировой истории. С этим, конечно, нельзя согласиться, и все-таки о масштабе факта такие

определения говорят достаточно хорошо. Культуры Востока и Запада, Азии, Европы и Африки, конечно, вступали в контакт и до этого. Жил, например, в Греции скульптор Мирон, имя которого до сих пор вспоминают с благоговением художники всего мира. Многие, наверное, видели статуи его работы. В копии, разумеется. Но современники считали не менее талантливым скульптором и грека Телефана, который работал, по

сообщению Плиния, исключительно в царских мастерских Ксеркса, и Дария — персидских владык. Александр буквально «впрессовывает» разные культуры друг в друга. Так бруски свинца и меди, мощно придавленные друг к другу, образуют диффузионный слой, в котором смешаны молекулы обоих металлов. А на перекрестке Египта, Греции, Вавилона, Индии и еще доброго десятка стран возник тот сплав культур, который мы называем

эллинизмом. Сразу надо оговориться, что термин «культура» в устах ученых обозначает гораздо более широкое понятие, чем в нашей разговорной речи. Хозяйство оказывается тут только частью культуры в этом смысле слова. И взаимовлияние различавшихся друг от друга хозяйственных укладов часто весьма полезно в самом что ни на есть практическом смысле. Греки ввели в сельское хозяйство Египта, например, такие важные культурные

растения, как виноград и оливки, завезли новые породы скота. Все знают имя Евклида. А где жил этот великий греческий геометр? Да в египетской Александрии! И там же цветник других греческих имен, в числе которых имена самих царей и членов царской семьи — Птолемеев, потомков македонского полководца Птолемея Лага. Один из них оказался великим астрономом, другой — замечательным историком. В Александрии жил грек

Эратосфен, первым измеривший земной шар. Здесь же учился и долго работал великий Архимед.
Происходит чудо: египетский город, основанный Александром, одна из семидесяти его Александрий, сменяет Афины в качестве столицы греческой культуры. Птолемеи именовали себя фараонами и поклонялись египетским богам, но их двор, армия и

чиновники говорили по-гречески. Первый Птолемей создал александрийские Музей и Библиотеку. Это были не музей и не библиотека в современном смысле. Музей скорее соответствовал Афинской академии, точнее, был первым университетом мира, огромным высшим учебным заведением, просуществовавшим несколько столетий. Евклид был одним из профессоров этого университета, Архимед — одним из студентов. Библиотека же была

местом не только хранения книг, но и размножения их; она же занималась и книжной торговлей.
Африканская Александрия не исключение. В Сирии процветают города с греко-сирийской культурой, в Индии пышным цветом распускается греко-индийская культура. Цари с греческими именами правят на юге Средней Азии и на севере Индии. В Ираке, Средней

Азии, Афганистане и Индии находят сделанные на месте, но очень похожие на греческие, изображения людей и богов. Правивший Индией в III веке до нашей эры император Ашока, сделавший буддизм государственной религией, выбивал на скалах, статуях и стенах домов надписи не только на санскрите, но и по-гречески (впрочем, также и на арамейском языке — для своих подданных на бывших персидских территориях). Цепочки городов, где вместе

с коренным населением страны жили греки, потянулись в центр Азии, захлестнув долины меж Памира и Гималаев. А греческий город на чужбине представлял собой тогда не просто город, заселенный греками. Город - полис в представлениях эллинов был настоящим организмом, целым и прекрасным живым существом, и счастлив мог быть человек только в своем полисе, где он принимал участие в общественной жизни (не зря же Аристотель

определил человека как политическое животное. А слово «политика» — оно и происходит от гордого имени «полис»). Этими своими правами, правами свободных людей, греки так дорожили, что иные основанные Александром города тут же начинают восставать против него, борясь за политические права. И в этой борьбе, конечно, принимают участие не одни лишь греки. Греческая культура дала свежие ростки на чужой земле, потому что стала для

этой земли своей. Историки говорят о греко-бактрийских и индо-греческих царствах и городах. Потому что греки не только насаждают свою культуру, но принимают и чужую. Выходцы из Малой Азии, из Сирии и Армении приезжают в Афины и Александрию, чтобы стать здесь видными учеными. Просто принять греческую культуру — на это народы новой империи не пошли бы. Она была привита как яблоневая ветка к яблоне другого сорта,

Читайте также  Google объявил о запуске Penguin 4.0

произошло соединение. Эллинизм, общая культура Греции и Востока, стал затем основой и римской культуры. Крупнейший римский прозаик, великий Лукиан, живший через целых пять столетий после Македонца, был по происхождению сирийским греком, представителем не только римской, но и эллинистической культуры. Юлий Цезарь, полководец и писатель, торжественно объявил когда-то о даровании римского

гражданства представителям эллинистической философии. Это были широкий жест и щедрая награда. Среди философов, которые ее получили, были люди, родившиеся свободными, но были и бывшие рабы, отпущенные на волю, — весьма ограниченная в своих правах группа населения. Между тем само римское гражданство, пожалуй, представляло собой в ту пору не менее редкую и не менее ценимую награду для иноземца,

чем в царской России дворянство. Юридический акт был признанием роли, которую играла эллинистическая философия для Рима. Через восемь с лишним веков после походов Македонца византийские императоры закрыли Афинскую академию, запретили языческие философские школы. Та самая деятельность, за которую Юлий Цезарь давал римское гражданство, оказалась в Новом Риме почти вне закона. Но к тому времени

эллинизм как культура вошел в кровь и плоть византийцев, на его основе развивалась их цивилизация. Они не могли отказаться от наследия эллинизма, как не могли начать ходить на четвереньках. И когда в VII веке нашей эры арабы заняли в числе прочих земель часть бывшей империи Александра, они получили в наследство эллинизм, учение Аристотеля и Пифагора. Сила эллинизма была в соединении разнородных элементов в том, что он умел

и учил принимать дары разных культур, способствуя взаимообогащению народов. Страны и народы, попавшие в сферу его влияния, не чувствовали себя вынужденными отказаться ни от богов своих, ни от обычаев. Александр был завоевателем, но культура, которую несли греки, вступала с местной культурой в мирное и плодотворное взаимодействие. Эллинизм же сделал возможным появление христианства, потому что сам по себе представлял контакт культур, давших христианству и форму его, и содержание.

Характерная для Египта идея смерти и воскрешения бога; мораль, разработанная представителями греческой философии, прежде всего школой стоиков; иудейское учение о едином боге и о спасении человечества его посланцем, мессией; индо-иранское представление о боге, покровительствующем всему человечеству, — все эти разнородные элементы вместе с другими, тоже разнородными, объединившись, образовали основные

элементы нового религиозного учения. И их синтезу предшествовал синтез, пусть далеко не полный, самих культур, породивших эти элементы. Александр Македонский был великим полководцем, государственным деятелем, но кроме этого начатому им делу еще и удивительно везло. Посудите сами. В конце-то концов был завоевателем, он пролил кровь и сжег много городов, наверное, немногим меньше, чем другие «покорители мира», хотя

те и не ходили в учениках у Аристотеля. Вызванные им потрясения дорого обошлись и завоеванным народам, и самим македонцам. Но возникшая на землях недолговечной империи эллинистическая культура оказалась одним из важнейших достижений человечества. Итак, Александр жил в очень удачное время, когда культура Запада и Востока созрела для встречи. Персию могли бы завоевать и до Александра. Логика истории

дала Македонцу победу. А что же сам Александр? На первый взгляд, как говорилось, в роли завоевателя мира оказался человек, развитый и физически и духовно. И в русской дореволюционной и в западноевропейской историографии оказалась очень сильна тенденция идеализировать Александра. Начало ей было положено еще некоторыми античными историками, но на духовном облике Александра резко сказались противоречия

эпохи. Более того, душа человека, пытавшегося объединить Запад и Восток, стала ареной битвы между Западом и Востоком. Милый юноша проявил, став неограниченным владыкой, множество весьма отрицательных черт характера; мало того, он даже позволил египетским жрецам провозгласить себя сыном бога Амона и богом. Личные мотивы, руководившие царем Александром, когда он дал себя обожествить, далеко не так важны,

как подлинные социальные причины, вызвавшие это обожествление. Оно стало свидетельством того, насколько быстро греки воспринимали отдельные черты восточной культуры. Историки считают, что обожествление Александра было реваншем Востока в борьбе с победившей его Элладой; оно знаменовало поражение эллинских политических идеалов при столкновении с привычным для Востока возвеличиванием царской власти.

Еще отец Александра на предложение провозгласить его богом ответил полупристойной насмешкой. Презрительно встретил попытку своего обожествления уже упоминавшийся спартанский царь Агесилай. Согласно Плутарху, после первых же побед у Александра начались конфликты с друзьями, добывавшими ему эти победы, не раз спасавшими полководцу жизнь. Новые друзья, «варвары», пошедшие на службу к победителю, не

только дрались за него, но и охотно падали перед ним ниц — по первому намеку и без такового, грекам же и македонцам претило хотя бы встать перед кем-нибудь на колени. Александру не нравилась эта гордость.

Надежда Суптеля

До встреч на моем блоге

Возможно Вас другие статьи заинтересуют:

● Куриное мясо неприятная правда о самом популярном мясном продукте
Что мы знаем о мясе курицы, которое многие любят употреблять в пищу регулярно? Домашние здоровые курочки, выращенные на натуральных кормах, ...
● Загадка планеты Земля
Прежде был один материк. Пангея. В один прекрасный день, а точнее, в мезозойскую эру, около 250 миллионов лет назад, он ...
● Общение и контакты с духами в различных верованиях и религиозных течениях
Процесс общения с духами зачастую воспринимается большинством людей как нечто странное, сюрреалистичное и сверхъестественное, хотя верящие в реальность подобных контактов ...
● Долголетие реально. Биологические пределы жизни можно расширить!
Сегодня существует около 200 теорий старения организма. Разумеется, это говорит о том, что ученые всерьез заняты проблемой изучения механизма старения. ...
● Матерные слова раскрыты
Раскрыто истинное происхождение нецензурной брани и опытным путем доказано ее тлетворное влияние на человеческий организм в быту. Как заявил на пресс-конференции ...

Комментарии 8

  • Ооооо, Надежда, очень рекомендую цикл передач «Затерянный мир Александра Великого». Я смотрела его на одном дыхании, очень интересный. А какие там пейзажи!

    • Олли, спасибо огромное за цикл передач. выберу время, обязательно посмотрю. Я люблю пейзажи и самые красивые.

  • Сталин тоже перемещал и перемешивал народы, но как и Македонский всё это делалось силой.
    На добровольной же основе объединить Запад и Восток в государственном масштабе успешно удаётся шведам – за счёт поощрения властью смешанных браков.
    Собственными глазами видел множество счастливых разноцветных пар с немалым количеством детей.
    Восхищению моему – такой политикой, просто не было предела.
    Вот в действии определение Аристотеля – человека, как политического животного …
    Однако, Надя, подскажи – где находишь время для написания исторических статей – в огородную-то пору?

    • Каждый правитель правил и правит по своим… принципам что ли) У меня подруга из Джамбула сбежала от «доброго мужа» в Швецию с двумя детьми, конечно через границу ей помогли… Она нанялась там не без посторонней помощи к одному немолодому фермеру работать как горничная: стирала, гладила, занималась уборкой в его доме, поварила и приглянулась ему своей чистоплотностью и русским борщом со свеклой красной.

      Готовила она отменно, образование у нее технолог приготовления пищи, закончила алма — атинский техникум или институт — не помню, придумывать не люблю. Она когда от мужа своего сваливала, все семена овощей джамбульские прихватила с собой)))

      Он два года держал ее в работницах, обучал своему языку, а потом они поженились. Она родила ему еще двоих, потому как фермер был холостой — некогда было ему жениться. счастливы. Витя, ты спрашиваешь, как я время нахожу для написания таких историй? Ты лучше спроси, сколько месяцев я собирала эту статью…. И не поверишь: почти 6 месяцев. Сам знаешь, уникальность…

      А вот про подзаголовки я в этот раз не забыла, не совсем сообразила. Посмотрю по времени, подумаю и кое что переделаю и допишу. Попозже. Очень много еще у меня лежит неотредактированного материала, время у меня нарасхват. Но главное — все успеваю по плану.

  • Да, великий человек и загадочная смерть… Сейчас до истины сложно докопаться. Какой он был на самом деле, что им двигало? Кстати, у персов было отлично устроенное государство, развивались и культура, и наука и Дарий чтил демократические основы, как и правители до него. А до нас дошло совсем иное о персах.
    Сколько вот таким образом империй возникало… Великих империй… И все они развалились. Где та Греция сейчас? Да и греки там совершенно, как ты говоришь, не те, даже внешне. Где тот великий Рим? Ну и так далее…
    Мне приходилось по своим служебным делам бывать в горной части Таджикистана — Хорог и делее туда… Так вот, там у людей глаза голубые… Я спрашивал, мол откуда у вас такое? И знаешь, что мне ответили? Что тут проходили войска Александра Македонского, когда шли в сторону Индии… ну и вот.. смешение крови, так сказать… Причём, это говорили не высокообразованные «ботаники» а простые жители-горцы…
    Да, Надь, подправь у себя в тексте: «укротитель необъезженных корней»… Коней, наверное, ты имела в виду… :)

    • Верно Саша, до истины сейчас очень сложно докопаться. Практически вся история практически всех народов и государств переписана. Многое дошло до нас в искаженном виде, но хотя бы крупицы истории многих государств сохранились. Сохранились и сейчас очень многие рукописи восстанавливают разными методами и способами. О персах да, до нас дошло совсем иное…

      У нас в заводе работал парень горец из Таджикистана, мы женщины, да и девчата, просто тащились от него: сам не совсем черный, как все азиаты, а глаза не голубые, а серо голубые. Вот он нам и рассказал про Македонского и как бы реплика от него: глаза у многих наших сейчас не голубые, а серо голубые — перерождаемся. Эту историю у них передают из поколения в поколение, как легенду. Я в то время про Македонского не очень много знала. А настоящие греки — эллины: светло русые волосы и голубые глаза.

      У меня знакомый грек был в Джамбуле, он с семьей уехал в Грецию и приезжал в гости, он женился на русской девушке с голубыми глазами и светло русыми природными волосами. Две дочери похожи на него: светло русые, но с карими глазами, а третий ребенок — сын. Он гордился сыном и говорил: «Мой сын настоящий эллин: светло русый с голубыми глазами.»

      Саша, Cпасибо Огромное Тебе за подсказку, публиковала статью поздним вечером и сама была как укрощенная лошадь…. после огорода))))

  • Конечно же, Александр Македонский личность крайне неоднозначная, но все равно удивительная.

    • В истории всегда были и есть удивительные люди. Не все были убийцами, у многих были планы: объединять народы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 для диалога необходимо принять правила кофиденциальности и пользовательского соглашения *

Пользовательское соглашение | Политика обработки персональных данных | Политика конфиденциальности | Согласие с рассылкой