Компьютерные игры образовательные

Компьютерные игры для детейШирокая компьютеризация школьного обучения уже не новинка в системе образования. Этот процесс охватил не только науки естественно-технической ориентации, но и распространился на предметы гуманитарного профиля, из которых, пожалуй, первым будет изучение языка.
Понятно, что делает это компьютер по заложенной в него программе, а как раз правила правописания в большинстве своем достаточно формализованы, чтобы их можно было запрограммировать. За исключением, разумеется, тех редких случаев, когда правописание не регламентировано однозначно, но и здесь компьютер может учитывать варианты написания.
Компьютер может оказать существенную помощь и в изучении других аспектов языка: фонетики, морфологии, словообразования, синтаксиса, семантики. Особенно

эффективной ощутилась помощь, когда в массовое производство поступили «говорящие компьютеры», то есть синтезаторы речи. Способность компьютера осуществлять обратную связь с учащимся, быть его «собеседником», реагировать на его действия, предлагать ему вопросы и задания, оценивать его ответы - все это открывает возможность придать работе со многими языковыми учебными материалами игровой характер.

Широкая компьютеризация школьного обучения требует создания не только математического, но и языкового обеспечения школьных компьютеров. Лингвистическое компьютерное обеспечение должно включать в себя информационные материалы (различные словари, справочные материалы), учебные программы, упражнения обучающего и контролирующего характера.

Учебные игры

В практиках школьных работ учебные игры должны занимать главное место среди других типов игр. Языковые учебные игры могут входить в урок русского языка его составной частью, используемые для организации дополнительных и самостоятельных занятий вне урока. Очень эффективно использование игр как для языковых тренингов, так и для самоконтроля навыков и знаний.

Особые возможности предоставляют компьютерные игры для организации языковых олимпиад, турниров, соревнований, как индивидуальных, так и командных. Компьютер четко регламентирует течение игры, следит за временем, подсчитывает очки и является абсолютно объективным и безошибочным судьей.

Учебные игры рекомендуется проводить, как правило, после изучения соответствующего материала для закрепления его и для наработки необходимых навыков, в тех случаях, когда полученные навыки необходимо довести до автоматизма.

Характеристики и игровые принципы игр

Охарактеризуем кратко классические учебные игры. Под схемами игр подразумеваются основные их принципы.

1. Игра, в которой необходимо выбрать верную букву в слове. Простейшая игровая схема «Выбор» может быть реализована в нескольких вариантах.
В учебном плане наиболее приемлем вариант, в котором допущенная играющим ошибка исправляется компьютером и правильно написанное слово заносится в особую, «штрафную» колонку.

2. Игровой принцип «Не проморгай» обеспечивает построение многих игр с хорошими обучающими возможностями. Заключается он в том, что допущенная школьником ошибка исправляется компьютером, а правильный ответ начинает мигать на экране, как бы постоянно напоминая

Читайте также  Свойства лимона для здоровья. После скандала тоже польза

играющему о сделанной им ошибке и настойчиво привлекая внимание к правильному варианту. Конечно, можно было бы включить «мигалку» для ошибочного ответа, не сразу исправляя его с помощью компьютера, а дав возможность ученику попытаться исправить ошибку. Но такой подход больше уместен в обучающих, а не в игровых программах.

3. Различная компоновка программных блоков игр «Выбор» и «Не проморгай» с добавлением других процедур дает возможность построить целый ряд игр на материале отдельных слов, таких как «1 или 2», «НЕ», «НЕ или НИ», «Раз-два-три».

4. Принципиально новый языковой материал может быть включен в игровую схему «Тандем», позволяющую работать со словосочетаниями. Обучающие возможности этой игры довольно велики, а ее языковой материал разнообразен. Если в предыдущих игровых схемах основной учебной задачей является орфографический тренинг, то здесь можно решать различные задачи.

5. Еще более широкими возможностями обладает игровая схема «Не оступись». Играющий проходит на экране определенный маршрут, на каждом его этапе решая языковые задачи. Новым в этой схеме является то, что в случае ошибки компьютер не только исправляет ее, но и предлагает играющему новую задачу на то же правило. В особенно затруднительных для играющих случаях компьютер дает также наводящую подсказку.

6. Синтаксические задачи гораздо лучше представлять в игровой схеме «Конкур». В отличие от предыдущих «жестких» схем игры, где действия играющего довольно строго регламентированы, это свободная схема, так как она предоставляет играющему широкие возможность действий; он может решать задачи в любой последовательности, возвращаться к уже отработанному материалу, исправлять показавшиеся ему ошибочными решения.

Хотя в этой схеме играющему может быть предложен практически любой языковой материал, игра особенно эффективна для работы с предложениями и текстами.
«Конкур» — наиболее спортивная из всех игр, поэтому на ее основе можно разработать игры для интересных индивидуальных и командных состязаний.

7. Программные блоки, отработанные на всех игровых схемах, можно скомпоновать в единую игровую программу «Марафон», которая по своим дидактическим возможностям вплотную приближается к компьютерным программам, обучающим языку. Другими словами, если в этой схеме предусмотреть возможность нескольких попыток решения задач под контролем компьютера и предоставление

учащемуся необходимой информации на экране, то получится неплохая обучающая программа.
Лучше всего проводить «Марафон» после изучения какой-либо крупной темы или в конце каждой четверти. Игра дает возможность выявлять и ликвидировать пробелы в усвоении языкового материала, поэтому она особенно полезна после изучения всего курса, а также для повторения в старших классах.

Читайте также  ТОП-10 домашних масок для зрелой кожи лица

После каждой учебной игры даются примеры языкового материала, подходящего для оформления его по данной игровой схеме. Для каждой игры материал сгруппирован в отдельные задания, в каждое из которых входит определенное количество (чаще всего 10) задач. Число задач можно менять в зависимости от целей обучения.

Материал должен быть ориентировочно разбит по годам обучения и охватывать все аспекты изучения языка, при этом основное внимание уделяется орфографии и пунктуации.
Здесь следует подчеркнуть, что языковые материалы для игр ни в коей мере не составляют систематизированного практикума по русскому языку. Это лишь примеры языкового наполнения игр. Занимательные игры, в отличие от учебных, не опираются на школьный учебник. Они рассчитаны на

развитие языковой догадки, активизируют владение лексикой, пополняют словарный запас.
Такие игры часто носят характер головоломок, поэтому, как правило, вызывают спортивный азарт, желание во что бы то ни стало решить самую сложную задачу. Эта их особенность позволяет организовывать турниры — соревнования индивидуального и командного типа — на занятиях русского языка, на олимпиадах, включать игры в другие массовые мероприятия.

На компьютере могут быть реализованы любые из широко известных языковых игр — кроссворды, шарады, анаграммы и др. Но особенно ценна для изучения языка игра «Эрудит», требующая большого словарного запаса, развивающая оперативно-языковые способности. Эта игра сложна и увлекательна, как шахматы.

С уважением Надежда Суптеля

Возможно Вас другие статьи заинтересуют:

● Психология денег или как отучить свой мозг от привычки тратить впустую
Откусившему однажды от яблока соблазна, называемого «шопингом», трудно удержаться, чтобы не съесть его целиком в следующий раз. Страсть к походам ...
● Какие продукты едят и как не отравиться
Каждое лето врачи фиксируют значительное увеличение числа отравившихся несвежими и некачественными продуктами. Несвежие продукты при этом встречаются повсеместно: в детских ...
● Бросить курить продукты для «заедания» тяги к курению
Почти каждый уважающий себя курильщик хотя бы раз в жизни задумывался как бросить курить. У некоторых людей это получается без ...
● Геморрой
Сегодняшняя статья энциклопедического характера и о способе избавиться от геморроя насовсем и навсегда. Возможно я и не подумала бы написать ...
● Летний отдых и отпуск: о чем нужно помнить, отправляясь на пляж
Планируя свой летний отпуск, нужно продумать много вещей – составить свой гардероб, спланировать экскурсионные программу и подготовиться к более активному ...

Комментарии 5

  • Я убеждена в том, что компьютер — детям не игрушка. Так же как и спички, стиральный порошок, бензопила, автомобиль и другие полезные вещи. Играться с ним можно начинать только когда уже личность сформирована. Тогда это весело и не вредно.

  • У меня ребёнок, наоборот, за компьютером отдыхает, учёбы хватает и за его пределами :)

  • Согласен, что компьютер для ребенка становится частью его жизни. И родители должны научить ребенка с ним общаться правильно, по-детски — играть. Да и личный пример всегда был и остается главным звеном в познании мира ребенком.

  • Я не сторонник длительного пребывания ребёнка за компьютером, но развивающие игры и задания сама рекомендую детям. Сейчас без компьютера никуда. И ребёнка нужно научить пользоваться им, как инструментом для получения знаний и работы.
    А вот прожигание времени в социальных сетях не несёт развития. А, очень часто, и наносит вред ребёнку.

  • Да, компьютер — неотъемлемая часть уже и нас, которые росли и учились без них, а что говорить про поколение наших внуков. Хорошо, что есть всевозможные изучающие игры, главное, что бы взрослые всё равно были рядом и контролировали и сам процесс игр и то, чем ещё ребёнок занимается сидя у компьютера.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *