Мозг моделирует мир

Мозг
Какими бы таинственными ни казались бессознательные компоненты эвристической деятельности, современный уровень науки позволяет наметить некоторые пути их анализа и объяснения исходя из отражательной деятельности мозга. Именно эта отражательная деятельность служит сейчас объектом объединенных усилий представителей различных отраслей науки — психологии, физиологии, математики, электроники и т. д.
Весьма перспективным виделось в свое время понятие мозговой модели действительности, выдвинутое рядом представителей кибернетики. Немецкий исследователь Штейнбух указал на большое значение «внутренней модели внешнего мира» для понимания кибернетических процессов, происходящих в человеке. Способность мозга создавать информационные модели действительности подчеркнул академик В. М. Глушков.

 Мозговая модель

Известно, что одним из основных понятий психологии является понятие «образ». Почему же этого понятия недостаточно для объяснения эвристической деятельности? Для чего необходимо новое словосочетание — «мозговая модель»?
Дело в том, что образ характеризует лишь одну сторону эвристической деятельности, а именно ее сознательный компонент. Что же касается бессознательной деятельности,

которая, как об этом свидетельствует, например, история науки и изобретений, вполне закономерна для творчества, то она не может быть объяснена с помощью данного понятия. Ведь само существование образа в голове человека в тот или иной момент всегда есть проявление его сознательной деятельности. Для работы модели, сложившейся в ходе предварительного анализа условий задачи, не может быть

особенно существенным, осознается или не осознается эта работа человеком. Поэтому понятие динамической мозговой модели глубже характеризует эвристическую деятельность, чем понятие образа.

Термин «модель» распространен в различных областях науки и техники. Им пользуются философы, логики, физиологи, математики, энергетики и представители других наук, причем употребляют его в разных значениях. Поэтому при использовании этого понятия для анализа эвристической деятельности необходимо определить его смысл.
Мозговую информационную модель следует отличать от моделей, служащих орудием

познания явлений в различных областях науки. Для того чтобы раскрыть свойства и закономерности того или иного явления, человек воспроизводит определенные его стороны на модели (например, на математической). Затем изменяет условия и смотрит, как изменились свойства модели. Этот метод существенно облегчает процесс исследования. Наша модель отличается от подобных моделей прежде всего тем, что

она призвана регулировать поведение человека и создается в его голове. Динамическое моделирование мозгом объектов действительности в процессе решения сложной задачи определяет выработку человеком стратегии деятельности. Физиолог Н. А. Бернштейн использовал это понятие при попытке объяснить возникновение активных, заранее не запрограммированных действий в поведении человека или животного.

Итак, эвристические процессы связаны с динамическим мозговым моделированием условий задачи в голове человека. Разумеется, вся эвристическая деятельность в целом не может быть сведена только к моделированию. В состав ее входит, например, выработанная в процессе всей предшествующей деятельности совокупность операций

— разного рода логические схемы, рассуждения, умозаключения. Вместе с тем нельзя не признать, что именно мозговое моделирование — важнейший и наименее изученный компонент эвристической деятельности человека.

Соотношение динамического мозгового моделирования и отражения

Каково соотношение динамического мозгового моделирования и отражения? В то время как отражение — это понятие философское, понятие модели, в том виде, в каком оно употребляется в эвристике, есть конкретное естественнонаучное понятие. По существу, оно выступает как естественнонаучный эквивалент понятия отражения на данном этапе развития науки. Хотя модель проблемной ситуации — это определенная

мозговая система, она не носит чисто физиологического характера. Закономерности работы модели не есть закономерности только нейродинамические, они не могут быть сведены к материальным процессам, к механизмам функционирования мозга как специфического биологического органа.

Модель в этом отношении должна рассматриваться как определенная информационная система. Указание на то, что это мозговая модель, означает лишь тот очевидный факт, что все информационные процессы, приводящие к формированию модели и служащие основой для ее последующей работы, протекают в голове человека, в его мозгу.
Обычно, решая задачу, человек обращает внимание на одно и отвлекается от всего

остального. Он осознает свойства и признаки элемента ситуации лишь постольку, поскольку он смог связать данный элемент с другими элементами задачи на данном этапе решения. Вместе с тем в элементах ситуации всегда имеются многочисленные свойства и признаки, которых человек в данный момент не осознает, но которые запечатлены в мозгу вместе со всем объектом. Зачастую именно эти, первоначально не

осознаваемые, признаки элементов задачи определяют процесс ее эвристического решения. Анализ эвристической деятельности позволяет предположить, что объекты, отраженные в мозговой информационной модели проблемной ситуации, продолжают взаимодействовать между собой и тогда, когда внимание решающего задачу человека направлено на другие, совершенно не связанные с проблемой предметы. Логично

также предположить, что и в эти периоды отвлечения от задачи в мозгу человека могут устанавливаться новые, неизвестные ему ранее связи, отношения между явлениями.

Физиологические и психологические аспекты мозгового моделирования

Понятие мозговой информационной модели ситуации следует рассматривать как основное понятие не только эвристики, но и всей психологии в целом. Ведь те виды психической деятельности, которые обычно характеризуются как познавательные процессы, по существу есть проявления динамического информационного моделирования мозгом действительности. Поэтому целесообразно подробнее

остановиться на физиологических и психологических аспектах мозгового моделирования.
Что является основой такого рода информационной системы? Каков ее физиологический механизм? Для ответа на этот вопрос могут быть привлечены идеи замечательного русского физиолога А. А. Ухтомского о существовании специальных

«физиологических органов нервной системы». Ухтомский создал учение о доминанте как о некотором мощном очаге в мозгу человека, обладающем свойством притягивать к себе все другие раздражители, которые действуют на органы чувств. Нетрудно увидеть, что та или иная проблема, захватывающая человека и явления человек рассматривает сквозь призму этой проблемы. С точки зрения Ухтомского, доминанта — это

взаимосвязь центров с повышенной возбудимостью, расположенных в различных областях мозга. Такого рода комплекс взаимосвязанных нервных центров, специально созданный для той или иной задачи, Ухтомский называет функциональным органом нервной системы. Он отличает этот динамический орган от статических, анатомических органов.
Характерно, что модель обладает свойствами доминантного очага, способного притягивать к себе раздражители, прямо не связанные с данной задачей. Именно доминантным характером модели можно объяснить факты, известные в истории науки под названием «ньютоновское яблоко».

Проблема моделирования мозгом динамики различных объектов в физиологическом плане разрабатывалась группой физиологов во главе с Л. С. Крушинским. Этим исследователем была выдвинута идея экстраполяционного рефлекса как особой формы рефлекторной деятельности. Под экстраполяционным рефлексом понимается следующее. Когда, например, собака преследует зверя по извилистой дороге,

проходящей через поле, она стремится «срезать» повороты дороги, выбежать зверю наперерез. При этом она бежит в таком направлении и с такой скоростью, чтобы встретить зверя при пересечении его пути. Эта довольно типичная в жизни животных форма поведения возможна только в том случае, если собака способна экстраполировать (предвидеть) свое движение и движение преследуемого зверя до момента их встречи.

Читайте также  Карма закон кармы

Л. С. Крушинский и его сотрудники увидели в этом факте принципиальное явление для физиологии высшей нервной деятельности, которое ни в коей мере не могло быть объяснено таким, например, фундаментальным понятием этой науки, как условный рефлекс. Как известно, чтобы выработать условный рефлекс, необходимо определенное число сочетаний безусловного и условного раздражителей. Кроме того, условный

рефлекс далеко не сразу изменяется при изменении внешних условий. А реакция экстраполяции вырабатывается сразу, с места, без какой бы то ни было специальной тренировки. Она всегда соответствует реальным условиям, в которых находится в настоящее время животное, и поэтому обеспечивает его правильное поведение.

Таким образом, экстраполяционный рефлекс можно рассматривать как специфическую форму моделирования мозгом объектов внешнего мира, свойства которых постоянно изменяются. Известный физиолог И. С. Бернташвили провел опыты по изучению образов представлений как фактора, регулирующего поведение. Оказалось, что достаточно было подкормить голодное животное из какой-либо кормушки хотя бы один

раз, оно само подбегало к ней помимо сигнала как через минуту после кормления, так и через час, и на другой день. Здесь не могло быть речи об условном рефлексе, так как для получения последнего необходимо было многократное сочетание кормления с сигналом (индифферентным раздражителем). Напрашивался один вывод: у животных создается образ или конкретное представление пищи и ее местоположения в данной

среде. Этот образ — или, как теперь можно сказать, модель — пищи и обстановки сохраняется, и если впоследствии животное встречает хотя бы один компонент обстановки, то образ начинает работать и управлять поведением животного. Это выражается в том, что животное совершает такие ориентировочные движения головы, передвижение, обнюхивание и т. д., как если бы нища находилась в поле его непосредственного восприятия.

Психология установки

Особенно отчетливо роль и значение моделирования мозгом предметов внешнего мира выступили в исследованиях известного психолога Д. Н. Узнадзе и его многочисленных учеников. Это направление в экспериментальной психологии получило широкую мировую известность под названием психологии установки. Были проведены такие опыты. Испытуемому показывали на короткое время пару кругов, из

которых один значительно больше другого. Он должен был, сравнив их между собой, определить, какой из них больше. После того как опыт повторялся 10—15 раз, его характер существенно менялся: испытуемому для сравнения показывали равные круги. И тут возникала зрительная иллюзия: равные круги воспринимались как неравные. Иллюзии такого рода Д. Н. Узнадзе назвал иллюзиями установки. Оказалось, что они не

являются специфической особенностью какого-нибудь одного анализатора, например, органа зрения. Были получены иллюзии на различных органах чувств — иллюзии объема, силы давления, слуха, освещения, веса и т. д. Эти факты позволили выдвинуть концепцию психической деятельности, имеющую общепсихологический характер. Ученый пришел к выводу, что фактам сознательной деятельности человека

предшествует некоторое целостное состояние, которое определяет протекание различных ее проявлений, например ощущений и восприятий. Это специфическое целостное состояние, оказывающее влияние на сознательную деятельность, и было охарактеризовано Д. И. Узнадзе как установка. В основе сознательного отражения человеком всех воздействий внешнего мира лежит, таким образом, установка субъекта.

Исходя из закономерностей работы мозга как устройства, способного решать задачи, установка может быть понята как результат влияния уже созданных мозговых моделей на данный, текущий процесс отражения. Ведь когда в опытах Д. Н. Узнадзе и его учеников испытуемому показывались неравные круги, в его мозгу создавалась модель этих кругов, о которой он сам впоследствии мог ничего не знать. А затем эта модель

«срабатывала» и вызывала иллюзию: равные круги воспринимались как неравные.
Общепсихологическая концепция установки была использована для анализа процессов творческого мышления. Была применена такая методика, которая позволила проследить ход формирования проблемность ситуации, т. е. проанализировать, как у человека самостоятельно складывается задача, которая заранее не была ему

сформулирована в словесной форме. Исследование показало, что постановка проблемы испытуемым, как, впрочем, и ее решение, определена теми установками субъекта, которые возникли у него в ходе работы над материалом (над специально построенными текстами). Здесь также огромную роль играет мозговое моделирование вещей и предметов окружающего мира.

Таким образом, работы целого ряда представителей физиологии и психологии подтверждают существование моделирующей деятельности мозга. Это дает основание объяснить бессознательный компонент эвристических процессов с точки зрения автономной работы динамических информационных моделей мозга. В то время как ученый, изобретатель, например Пуанкаре или Архимед, занимались своими

обыденными делами, в их мозгу происходила скрытая от них самих работа моделей. Здесь, однако, возникает целый ряд вопросов, связанных с эвристической деятельностью, на которые теория мозгового моделирования, в том виде, в каком она здесь была изложена, не дает полного ответа.

Саморегуляция мозга и эвристическая деятельность

Почему некоторые проявления работы мозговой модели осознаются, а некоторые протекают неосознанно? Почему решающий задачу человек обращает внимание на то или иное свойство условия задачи, в то время как другие условия и их свойства остаются им не замеченными? Эти вопросы не получили еще удовлетворительного объяснения.

Для того чтобы ответить на эти сложнейшие центральные вопросы психологии творческого мышления, необходимо рассматривать более широкую проблему — проблему сознательной деятельности как специфического мозгового психофизиологического процесса. Следовательно, бессознательная деятельность должна быть определена не сама из себя, а лишь на основе анализа сознательной деятельности человека.

В психологической литературе рассматривается обычно общефилософское содержание понятия сознания как специфической формы отражения внешнего мира, возникшей в процессе общественно-исторической практики человечества. При конкретно-психологическом анализе сознания оно связывается с речью. Считается, что те ощущения или восприятия, которые находят свое отражение в речи, осознаются, все

остальные психические явления протекают за пределами сознания. Однако это положение не вполне соответствует известным в психологии и невропатологии фактам. Так, существуют восприятия и даже довольно сложная мыслительная деятельность, которые не связаны с проговариванием. И наоборот, можно представить себе речь, которая не осознается человеком. Пример тому — речь под гипнозом и случаи

разумного автоматического письма. Поэтому для анализа явления сознания как конкретного психофизиологического факта необходимо хотя бы в самых общих чертах представить некоторые моменты в работе мозга — органа, создающего модели вещей и явлений внешнего мира.

Известно, что те или иные моделирующие функции коры больших полушарий связаны с определенными ее участками. Например, зрение связано с затылочными участками, или, как говорят анатомы, нолями. Об этом свидетельствует нарушение или полное выпадение зрительной функции при поражении этих долей коры. Слуховые ощущения и восприятия протекают в височной доле. Часть коры, расположенная сзади

Читайте также  Психология Спинозы

роландовой борозды, которая делит полушарие мозга на переднюю и заднюю половины, регулирует совместную работу органов чувств. Поле, которое лежит спереди роландовой борозды, служит двигательным центром. В соответствующих участках, расположенных в районе височной области коры, находятся центры, управляющие речью человека.

Упомянутые поля коры больших полушарий — это как раз те участки мозга, в которых осуществляется процесс моделирования представлений внешнего мира. Но несмотря на то, что работа того или иного органа чувств связана с определенными участками коры, местонахождение модели, ее пространственное расположение довольно трудно обозначить. Модель представляет из себя функциональную систему или

функциональный орган, элементы которого могут быть разбросаны в разных полях коры. Например, образ или модель того или иного предмета может включать его зрительное отображение, его название, а часто — и двигательные акты, которые связаны с его использованием. Поэтому в процессе формирования моделей принимают совместное участие многие поля мозга.

Известно, что динамические информационные модели мозга могут рассматриваться как основные единицы психической деятельности, именно они регулируют поведение человека во внешней среде. Но сами модели? Существует ли инстанция, управляющая процессом их формирования и их дальнейшей работой? И действительно ли необходима такая инстанция? Анализ показывает, что без специальной регулировки

моделирующая деятельность не могла бы осуществляться. В самом деле, при построении той или иной модели человек не воспринимает всех признаков отражаемого объекта. Многие свойства его как бы теряются, отбрасываются, как несущественные. Этот широко известный в психологии факт был бы невозможен без специального регулирующего процесса, без более высокой инстанции, управляющей

построением модели. С другой стороны, работа уже сформированных моделей опять-таки предполагает регулировку: они функционируют обычно не сами по себе, а под углом зрения задачи. Все это позволяет представить процесс мозгового моделирования как кибернетическую схему; как процесс внутрикорковой саморегуляции. Согласно данной схеме, совокупность информационных моделей в мозгу человека (с их

речевыми, образными и двигательными компонентами) — это объекты управления, работа которых регулируется управляющим блоком (корковым регулятором). В регуляторе кодируется стоящая перед человеком проблема, под углом зрения которой срабатывает та или иная мозговая модель.

Таким образом, кора больших полушарий, являющаяся регулятором поведения организма в окружающем мире, сама может быть рассмотрена как единая самоуправляемая система, состоящая, в свою очередь, из регулятора, управляемого объекта и каналов обратной связи между ними. Здесь кибернетика приходит на помощь психологии творческого мышления в изучении психофизиологического

механизма сознания человека, а следовательно, и основы загадочного бессознательного компонента эвристической деятельности. Поражение лобной доли приводит к тому, что интеллектуальный процесс становится неуправляемым: целесообразная деятельность сменяется потоком неконтролируемых, не относящихся к делу ассоциаций. А это в свою очередь доказывает, что процессы, протекающие в

лобной доле, выполняют функции регулятора интеллектуальной деятельности.
Разумеется, материал физиологии мозга и невропатологии, да и сама гипотеза внутрикорковой саморегуляции нужны здесь не сами по себе, а лишь для того, чтобы понять механизмы продуктивного, творческого мышления человека. Одна из центральных проблем психологии мышления — это проблема направленности мыслительного процесса.

Она была разработана в советской психологической литературе А. В. Брушлинским.
В его исследовании направленность мышления выступает как направленность поисков неизвестного в ходе решения сложной задачи. Сложность и острота этой проблемы сознавалась еще древними греками: каким образом мы можем искать то, чего мы не знаем, а если мы знаем, что ищем, то что же нам еще искать? А. В. Брушлинский

показывает недостаточность той точки зрения, которая считает, что каждый дальнейший «шаг» мыслительной деятельности, т. е. ее направление, обусловлен предшествующим шагом. Для решения проблемной задачи необходимо сколько ходов вперед и избирательность в процессе мышления. Особенно интересным в этом исследовании является положение о том, что «нет какой-то особой, лишь извне

действующей силы, направляющей мышление: нельзя разрывать в мыслительном процессе направляющее и направляемое». Это положение вполне согласуется с гипотезой саморегуляции корковой деятельности, согласно которой мышление есть единство работы регулятора и управляемого объекта (управляемым объектом здесь служит отображение, моделирование условий задачи). И в этом случае мышление

выступает как процесс саморегулируемый, как некоторое единое целое, внутри которого нельзя оторвать управляемое и управляющее без того, чтобы не омертвить единый процесс. С этой точки зрения задача уже не может рассматриваться как нечто внешнее, как пусковой сигнал по отношению к процессу мышления. Она потому и направляет познавательную моделирующую деятельность человека, что формируется в

регуляторе в виде модели более высокого порядка и оказывает тем самым влияние на работу регулятора. Вообще психологическая теория мышления, которая пытается анализировать решение задач как процесс, совершающийся в одной плоскости, не раскрывая того, как он регулируется, управляется, не может дать ответа на вопрос, с помощью каких механизмов человек вычленяет в ходе решения то или иное условие

либо признак этого условия, направляет свою деятельность в одну или другую сторону. Примером такой психологической теории мышления может служить гештальт-психология. Почему создается «плохой» гештальт (т. е. структура ситуации, неадекватная реальному положению вещей), что приводит к переходу от «плохой» структуры ситуации к «хорошей» — на эти вопросы гештальт-психология, по существу,

не дает ответа. «Плоскостное» рассмотрение решения задач может лишь констатировать явления мышления. Механизм этого процесса вскрывается только на основе использования кибернетической схемы саморегуляции.

Все это подтверждает положение о том, то между психологией мышления и кибернетикой существует двусторонняя связь. Психология мышления дает кибернетике описание интеллектуальной деятельности, кибернетика — схему саморегуляции, которая помогает понять основную загадку психологии мышления — бессознательный компонент творческого процесса.

Рада услышать Ваше мнение дорогие друзья.

С уважением Надежда Суптеля

Возможно Вас другие статьи заинтересуют:

● Прощение и психология жертвы
Прощение – это термин, у которого есть множество разных трактовок. Мы прощаем оскорбления людей и ведь в этой ситуации мы ...
● Основоположник психологии. Учение Галилея
В длительной и упорной борьбе со старыми феодальными отношениями складывался капиталистический способ производства. В XVI в. в Нидерландах грянула первая ...
● Психология Спинозы
В XVII в. наряду с Англией международным центром передовой философии и науки становится Голландия. Здесь буржуазная революция победила раньше, чем ...
● Карма закон кармы
Понятие кармы пришло к нам из восточных философских учений и надежно закрепилось в нашей культуре и жизни. Люди, не слишком ...
● Не учи судьбу плохому
Не учи судьбу плохому - говорят японцы Бояться – это естественно для обычного человека. Но в ожидании неприятностей в вашем мозгу ...

Комментарии 32

  • Загадочный мозг и вообще все загадочно в подсознании. Вот одно слово образ. Ведь мы все и обо всем мыслим образами и все откладывается в мозгах. Странным образом многое претворяется и очень многое материализуется. А вот эти наши остановки, когда нас не пускают куда-то. Я одно время просто бесился, когда что-то обламывалось по делам. Срочно вот надо, а меня не пустили обстоятельства, которые неожиданно вылезли моментально и в сию минуту. И действительно нас ведут Сверху хоть в драку, хоть в хорошую ситуацию. Бывает так, что некоторые желания моментально исполняются. Как вот это все работает? Еще предстоит очень много исследований ученым для изучения мозга и его деятельности, но вряд ли они докопаются до самых глубин. А в основном главную роль играет сила мысли — это на 100 %%%%% Как мыслим, так и живем. А вот откуда мысли берутся в голове. Наверное тоже Сверху посылают нам, да не наверное, а точно)

    • Мозг мыслит символами, образами. Вообще тема очень сложная по поводу мозга человека. А вот когда нас не пускают в ситуацию, нужно быть благодарным и подумать: Хорошо, что так, а не хуже. Каждый в этой жизни отрабатывает свою карму и не стоит сопротивляться тому, что происходит. Божьи планы всегда лучше наших.

  • Сложную тему Вы затронули. Ученые будут предполагать и моделировать бесконечно. Уже и модели мозга моделировать пытаются. Но, думаю, до раскрытия всех тайн человеческого мозга еще далеко. Какие бы параллели мы не проводили. Мозг и моделирует, и отражает окружающий мир и реальность. И, возможно, управляет этой реальностью. Мне кажется, правильным подходом в отношении к мозгу будет подход с использованием принципа "познай себя", а не построение бездушных моделей.

    • Верно Константин, что ученые будут еще многое предполагать и моделировать до бесконечности. Вот Вы правильно подметили, что пока человек не познает себя и не поймет что мозг и моделирует и отражает ту действительность, которую он и создает. А вот мысли все таки нам посылают Сверху и в этом я убеждалась на себе на практике уже не раз. Константин! 3:1 в матч с Египтоом в пользу России. РОССИЯ ВПЕРЕД!

  • Поддерживаю комментарий и мнение Александра: нас ведут Сверху — все настройки в жизни человека создает Глобальный Разум и бесполезно отрицать «одаренным», что нет Бога. Да и Вы Надежда не помню в какой статье ответили в комментарии, что нас ведут Сверху, как бы мы не рыпались. Бывает, что очень многое то, что я сам задумал — сбывается. А потом после Вашей одной статьи начал анализировать и наблюдать, что не все сбывается. Значит это мне не очень нужно или вообще не нужно.

    Кстати Надежда, где Вы пропали? В огороде наверное так как везде сейчас лето…

    С уважением к Вам.

    • Я не пропала Юрий, в огороде и в сети, появилось много всего разного, изучаю, размышляю — применяю. На 100% нас ведут Сверху и с этим прогнозом не поспоришь — значит так для нас лучше. Не может человек вместить в себя то, что ему не положено: где-то оберегают, где-то в ситуации наоборот пинком выгоняют и так бывает)))

  • Почему некоторые проявления работы мозговой модели осознаются, а некоторые протекают неосознанно?

    Вот по моему то, что происходит неосознанно как бы на автомате — самый верный путь к достижению определенной цели — на себе испробовал. Первое то, что мелькнуло подсказкой и будет верным решением. Но мы люди начинаем включать свое рациональное мышление и … потом ляпаем по заднему месту: ведь правильно думал вначале, зачем полез в анализ… Спасибо Надежда, есть над чем задуматься. А статья отличная. А продолжение будет?

    • Согласна с Вами Влад, когда что-то происходит неосознанно и мы не роемся рационально — оно и получается ровно. Ведь эти все подсказки нам посылают Сверху как бы говоря: НЕ упрямься, принимай, это для тебя к лучшему. А если идем в отказ, то потом да… ляпаем себя) надо было вот так сделать, ведь думал правильно изначально. Так и учимся. Продолжение …. не обещаю сразу) лето и трава… никак нельзя упускать.

    • Это ж представить себе страшно — если бы ВСЕ проявления работы мозговой модели осознавались. Было бы как в том анекдоте про  сороконожку, которую спросили, как же она не запутывается в таком количестве ног при  ходьбе. Как только сороконожка попыталась осознать этот процесс, она остановилась.

      • Это точно Лена, как в анекдоте про сороконожку. Я однажды после одного тренинга запустила осознание нескольких процессов…. И доосознавалась  Поехала на следующий день в город, процессы то уже запущены, работают и от них очень сложно потом отойти и на каком-то моменте мне пришла мысль в голову, что я не могу вспомнить своё имя. Приехала домой, хорошо, что мама позвала: Надюша, ты уже дома? Ага, оказывается я Надя. Рассказала тренеру потом о своём эксперименте, он так выразительно покрутил у виска пальцем  и спросил: туда хочешь попасть — это просто, не твори больше таких экспериментов над своими мозгами.

  • Сила мысли еще до сих пор не раскрыта полностью. Но то, что она существует — признают многие. Работа сознания и подсознания идет в нас постоянно, мы об этом не задумываемся, а ведь они руководят нашей жизнью, нашим поведением и даже теми ситуациями. в которые мы попадаем. Сложно все в нас…

    • Человек вообще сложное создание и до многого еще долго ученым искать и вникать. А сила мысли всемогуща: все создает, а также и ломает в зависимости от посыла…

  • Что является основой информационной системы? Согласна, ученые ищут что-то еще, что связано с деятельностью творческого процесса. Но очень хорошо и верно ответил Александр в том смысле, что как бы мы не бились в поисках чего либо, нас ведут Сверху — все настройки в жизни человека создает Глобальный Разум и бесполезно отрицать «одаренным», что нет Бога.

    Дело в том, что деятельность нашего мозга порождена Глобальным Космическим Разумом и, скорее всего, им же управляется. Об этом свидетельствует наше подсознание, которое никем так и не изучено. Вещие сны, способность видеть прошлое и будущее, интуиция, наконец… Много чего.

    Вы очень верно написали в комментарии кто такой Бог

    Бог это не дедушка с седой бородой, а Высший Разум, Космический Разум — по разному называют Его, который контролирует все процессы, вплоть до самого мельчайшего атома. Не нами этот мир придуман.

    • Информационное поле создано не нами, оно создавалось миллионы лет до нашей эры и в нашу эру все мысли, слова все записывается. И нам остается только принимать все так, как есть — для чего-то даются каждому многие ситуации в виде уроков. «Бог это не дедушка с седой бородой, а Высший Разум, Космический Разум — по разному называют Его, который контролирует все процессы, вплоть до самого мельчайшего атома.»

  • Мозговая модель, означает лишь тот очевидный факт, что все информационные процессы, приводящие к формированию модели и служащие основой для ее последующей работы, протекают в голове человека, в его мозгу.
    Обычно, решая задачу, человек обращает внимание на одно и отвлекается от всего остального. Он осознает свойства и признаки элемента ситуации лишь постольку, поскольку он смог связать данный элемент с другими элементами задачи на данном этапе решения.

    Верно, человек в любой ситуации увязывает только те детали и ситуации, которыми занят его мозг в данный момент. Потом он переключает мозг на другие дела и ситуации и часто бывает, что нерешенная ситуация так и осталась нерешенной. Но проходит время и ситуация странным образом решается как бы сама собой. У меня такое часто бывает, думаю, обдумываю и пытаюсь найти выход и решение, потом отпускаю ситуацию, потому что чувствую, что чего-то не понимаю или недопонимаю или не хватает каких-то знаний, не могу решить в данный момент свою задачу. А спустя время она решается сама и причем методом подсказок. Очень интересная штука человеческий мозг. Статья понравилась. Спасибо Надежда.

    • Да Наталья, у меня тоже такое часто бывает, что мыслю-мыслю об одном, а потом закрутили другие дела, забыла и неожиданно исполняется ТО, о чем я забыла. Я попозже напишу статью про то, как исполняется желание и почему оно не исполняется, почему не сразу, почему бывает, что сразу исполняется желание. Здесь очень много аспектов из моих собственных наблюдений. А загадки мозга человек никогда не раскроет до конца, больше чем уверена. Не очень много дано человеку, дано то, что ему можно. И существует запретная сторона медали)

  • Хорошо написал Александр: А вот в какой связи наш мозг находится с тем самым Глобальным Разумом — это вопрос очень интересный и совершенно не раскрыт. Многое в нашей жизни еще не раскрыто, а тем более мозг человека — это вообще тайна за семью печатями. А статья отличная, спасибо автору.

    • Тайны человека вообще раскрыты слегка и многие века их еще будут пытаться узнать. Человек создан по замыслу Высшего Разума. Люди это маленькие частицы Мироздания и каждый универсален по своему. Каждый человек — это тайна, Вы верно заметили — за семью печатями.

  • Хорошая тема Надежда. А ведь по сути действительно нами управляют Высшие Силы и еще при рождении закладывают весь путь человека. Ученые конечно все пытаются узнать и понять, как работает мозг человека. И по сути получается, что мы своими мыслями сами формируем свое внешнее окружение. Прочла все Ваши статьи по психологии, интересно и понятно. Вы случайно не психолог? Немного влезла в Вашу дату рождения (извиняюсь конечно), подсчитала немного, у Вас хорошая сильная светлая энергия и Вы очень ровно шагаете по жизни.

    Но в этой жизни в прошлые годы Вам были поставлены более чем жесткие уроки, которые Вы прошли и сдали достойно. Вы сильная и у Вас очень сильная сила духа и сила воли — это Вам дано при рождении. Даже глянув на фото, на котором Вы смеетесь, люди, которые не совсем разбираются в хирогномике, посчитают Вас действительно человеком, который счастлив на все 100% Но это не так: люди не понимают, что Вы своими действиями все решаете в своей жизни и мышлением. Такие люди как правило встречаются очень редко, они беззлобные и привыкли все прощать всем. Счастья Вам Надежда и благополучия!

    • В общем -то согласна Регина с Вами по поводу энергии. Уроков прошла нормально, но никогда не сожалела о пройденном, запоминала информацию и училась дальше. Многие не понимали, как можно улыбаться, когда порой бывало все вокруг не совсем для меня ровно шло. А действовать меня научили с детства мои бабуля и дедуля, мама приучала ко всему, чтобы я могла хотя бы для себя что-то сделать в жизни. Отсюда выработка упорства, терпения и снова упорство. Я не психолог, я бывшая таксистка и многие другие профессии, изучаю по психологии многое, но мне далеко до грамотных специалистов, хотя не все специалисты являются очень грамотными специалистами, в этом я давно уже убедилась. От того, что люди обижаются на обстоятельства — для них же хуже, нужно научиться принимать все уроки жизни как есть. Мы все здесь ученики, учимся дальше. Удачи Вам Регина и всех благ!

  • Была применена такая методика, которая позволила проследить ход формирования проблемность ситуации, т. е. проанализировать, как у человека самостоятельно складывается задача, которая заранее не была ему сформулирована в словесной форме.

    Может я не совсем верно понимаю, но все проблемы человека идут от его собственного мышления. И все зависит от уровня энергетики человека: подумал, задумал и решилось сразу у некоторых. Но еще нужно как-то научиться отпускать свои вопросы — я пока этому не совсем научилась. Если задумалась над чем-то, все: день и ночь одна и та же мысль. А как только забыла, всё исполняется как хорошее, так и не очень. Вот как отучить себя от негативных посылов… Буду рада услышать Ваше мнение Надежда, поняла, что вы неплохо разбираетесь в психологии человека.

    • Отпускать свои желания — этому нужно научиться. Попозже Наталья соберу в статью, отредактирую и расскажу о методе, как отпускать желания и почему они у многих так и не исполняются. Как бы человек не желал чего-то, его отпустят только туда, где ему дОлжно быть. Попозже расскажу о своих наблюдениях из собственной жизни. По поводу психологии, что неплохо разбираюсь, это не совсем верно: прошла много разных тренингов, многое у всех по разному, но кое что почерпнула для себя.

  • Почему некоторые проявления работы мозговой модели осознаются, а некоторые протекают неосознанно? Почему решающий задачу человек обращает внимание на то или иное свойство условия задачи, в то время как другие условия и их свойства остаются им не замеченными? Эти вопросы не получили еще удовлетворительного объяснения.

    Многие вопросы еще раскрывать науке. А статья хорошо информативно изложена. Спасибо Надежда)

    • Многие вопросы Лера ученые так и не получили, и получат ли, ведь мозг человека очень сложный и у каждого свой тип мозга и у каждого своя карма, как ни вертись. Судьбу можно обойти, но это довольно таки сложно, хотя все возможно.

  • Большое спасибо, интересная тема

  • …между психологией мышления и кибернетикой существует двусторонняя связь

    Несомненно есть такая связь. Ведь сама по себе деятельность мозга основана на электромагнитных импульсах. Однако говорить, что это саморегулируемая система, я, несмотря на букет звучных авторитетных учёных, приведённых в статье, всё-же не стал бы. Или тут возможен допуск с некоторыми оговорками.
    Дело в том, что деятельность нашего мозга порождена Глобальным Космическим Разумом и, скорее всего, им же управляется. Об этом свидетельствует наше подсознание, которое никем так и не изучено. Вещие сны, способность видеть прошлое и будущее, интуиция, наконец… Много чего.
    Взять хотя бы взаимодействие мозга с Душой, наверное правильнее было бы сказать — их противоречие.
    А вот в какой связи наш мозг находится с тем самым Глобальным Разумом — это вопрос очень интересный и совершенно не раскрыт,ибо, как говорил Козьма Прутков: — Нельзя объять необъятное… :)

    • Саша, задержалась с ответом, у меня тут куралесь была со скоростью, сейчас образовалось. Да Саша, невозможно объять необъятное. Звучные авторитетные учены, они сами многого не понимают, но пытаются понять — согласна, на то они и ученые. А иногда в такие дебри лезут))) Да вот статья моя По технологиям Бога https://uspehmoney.ru/po-tehnologiyam-boga/

      Они решили доказать принципиальную возможность… беспорочного зачатия. Что, если осветить лазером мужскую сперму и передать ее радиоизлучение девушке?

      И вот напоролись… Им было доказано то, что человек не сверхчеловек, а маленькая частица в Мироздании, которой управляет Глобальный Разум. Его Человека контролируют и ним управляют Сверху.
      Взаимодействие мозга с Душой вообще непонятное явление. Вещие сны, которые всем подряд снятся, но ведь есть люди, которые не помнят снов. А всем этим процессом управляет Глобальный Разум как бы многие не отрицали существование Бога. Бог это не дедушка с седой бородой, а Высший Разум, Космический Разум — по разному называют Его, который контролирует все процессы, вплоть до самого мельчайшего атома. Не нами этот мир придуман. Этот мир придуман не нами

      https://uspehmoney.ru/etot-mir-priduman-ne-nami/

  • Ой, как всё заумно!:))) Эвристическая деятельность… А для чего она? Ну есть связь между мышлением и кибернетикой.. И что?
    Даже и не знаю что сказать….

    • Эту статью я долго вынашивала, но не было времени опубликовать. Ты пишешь:
      «Ну есть связь между мышлением и кибернетикой.. И что?»

      Человечество пытается понять работу мозга, а самая главная задача выяснить: понять основную загадку психологии мышления — бессознательный компонент творческого процесса. Ведь творческий процесс созидает многое, согласись. Еще люди не могут понять работу мозга в том смысле, как человек, которому врачи выписали смертный приговор, а человек решил жить и выжил вопреки всем приговорам.

      У меня была такая ситуация врачебного приговора и не один раз((( А вот живу Слава Богу. О многом попозже еще буду писать Людмилка. Мне эта тема так интересна….

      • Да, Надя, работа мозга — самая загадочная в нас, как там всё работает- за семью печатями, но в самом деле, сейчас потихоньку открывается завеса. Мозговое моделирование о котором ты пишешь, наверное очень важно для человека, и оно осуществляется по своим законам, но в жизни чаще всего наши поступки и действия потому и не приносят результата, что мы не слышим своей души, полностью доверившись разуму. А вот он как раз и нас подводит. Лучше прислушаться к свой душе. Так что в случае болезни как раз нам и помогает она, так мне кажется. Может я чего то не поняла здесь :)
        Ты молодчина, что увлечена этими вещами. Но мне показалось что слишком заумно изложено, не для блогеров:))) Излагай чуть проще и выделяй прикладной смысл явления, тогда будет интересней всем.)

        • Да Люда, мы сразу включаем разум и не слышим самых первых подсказок души, а подсказки идут интуитивно, но мы их игнорируем. Сидели с мамой рассуждали позавчера на одну тему и мама мне сразу подсказку дала. Я помолчала, душа переработала и внутри озарение: Не спеши, завтра будет день и получишь пищу. Как-то так мелькнуло…

          Но у меня интуиция уже супер прокачана, дождалась вчерашнего дня и действительно услышала ответ, да еще какой…. Зашла в дом и маме выдала информацию, мама на меня посмотрела: Надо же))) и как хорошо, что ты не послушала меня. Вообще тема ну очень интересная. А вот попроще не получается у меня пока. Рерайтилаааа…. А уникальность все равно получилась всего 93%

          А в случае болезней действительно Люда помогает душа и вера души, потому что в такие моменты разум вообще мешает. Вот как всё загадочно работает? Подберу материалы, скомпоную всё и буду выкладывать потихоньку, у меня сейчас дел((( Весна, огород, блог и еще много чего, но на 80% успеваю. Приходится делать всё по сжатому графику. Нормально, зато так клёво!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Я принимаю Политику конфиденциальности сайта Пользовательское соглашение