Основоположник психологии. Учение Галилея

МетодологияВ длительной и упорной борьбе со старыми феодальными отношениями складывался капиталистический способ производства. В XVI в. в Нидерландах грянула первая буржуазная революция, за ней последовала победа буржуазии в Англии. Там, где феодальные порядки еще удерживались, их носители были вынуждены приспосабливаться к неотвратимому ходу социально-экономического развития. В то же время параллельно с ростом среднего класса происходило гигантское развитие науки. Наука же требовала перестройки способа мышления о мире. Эта перестройка началась в предшествующий период. Решающий поворот произошел на рубеже XVII в. Он связан с именами многих мыслителей, но прежде всего Фрэнсиса Бэкона (1561—1626) и Галилео Галилея (1564— 1642).

Разработка новой методологии

Бэкон не стал еще теоретиком механистического детерминизма. У него материя не механизм, ей присуще все многообразие чувственных качеств. Между тем именно в направлении механистического объяснения природы легла столбовая дорога научного прогресса.

Геометро-механическая картина природы

Учение Галилея выступает как революционизировавшее умы современников первое завершенное выражение научно-детерминистического идеала. Сам Галилей полагал, что единственным путем реализации этого идеала служит геометрическое толкование мира. Пространство Галилея не пустое. Оно заполнено движущимися в нем телами. Геометрия здесь неотделима от реального взаимодействия, столкновения, вращения

материальных вещей, т. е. процессов, которые в отличие от представляющихся априорными геометрических построений находятся под неусыпным контролем опыта, эксперимента в широком плане, не только специально научного, но и производственного, технического. Геометрические формы сами по себе, взятые в их отрешенности от чувственных вещей (а в этом и состоит преимущество абстрактно-

математического знания), находятся в необходимом, но не реально-причинном отношении. Древний мир под давлением производственно-экономических требований создал геометрию, но не знал динамики, ибо для этого еще не созрели условия в развитии производительных сил общества. Они сложились с переходом к мануфактурному производству, с появлением механических устройств, принципы

Читайте также  Не учи судьбу плохому

которых стали прототипом причинно-механической интерпретации всего сущего.
В природе, представшей перед взором Галилея, не осталось ничего субъективно-психологического. Мир — система движущихся тел. Исчезла вся чувственная окраска действительности. Тела отнесены к разряду вторичных качеств, возникающих в чувственном аппарате в результате, воздействия на него предметов, которые сами по

себе лишены этих качеств. Но подобная «антипсихологизация» (таившая, как показала последующая история науки, опасность субъективизма) имела непреходящее значение не только для естествознания, но и для самой психологии, впервые приобретавшей детерминистический базис.

Родословная современного детерминизма

Итак, родословная современного детерминизма ведет начало от Галилея. Он первым выразил научное кредо XVII столетия. Убеждение во всесилии разума отличало Галилея от его предшественников — сенсуалистов Возрождения. Они вели борьбу с теологией с позиций возвеличивания чувственности, восстановления в правах телесного мира, попранного религией. Для Галилея же (и для Леонардо да Винчи) опыт — средство

постижения необходимой причинной связи вещей, впервые обнаруживаемой разумом. Вершина разумного понимания — геометрическое мышление. Оно действительно для всей природы, для всех находящихся в пространстве тел безотносительно к их нацеленности к каким-либо другими свойствами (например, жизненностью). Оно соединено с принципом механического движения. Такова галилеевская методология, к

которой восходят все основные идейные линии XVII веке, определившие и облик новой психологии: геометро-механистический взгляд на реальность, давший учение о рефлексе, об ассоциациях, о вторичных качествах и эпифеноменальном характере, ощущений, строгий рационализм, сочетающий убежденность в могуществе разума с экспериментальным подходом к природе. От Галилея идут Гоббс, Декарт, Спиноза и их

последователи. Его методологическая концепция выразила в наиболее концентрированном виде общие тенденции умственного движения эпохи.
Глубокие изменения в способе познания природы, с одной стороны, в трактовке человека — с другой, обусловили и коренное преобразование взгляда на сущность психического.

Читайте также  Национальные особенности психологии класса

Мир - система движущихся тел

С Уважением Надежда Суптеля

Возможно Вас другие статьи заинтересуют:

● Прощение и психология жертвы
Прощение – это термин, у которого есть множество разных трактовок. Мы прощаем оскорбления людей и ведь в этой ситуации мы ...
● Психология Спинозы
В XVII в. наряду с Англией международным центром передовой философии и науки становится Голландия. Здесь буржуазная революция победила раньше, чем ...
● Карма закон кармы
Понятие кармы пришло к нам из восточных философских учений и надежно закрепилось в нашей культуре и жизни. Люди, не слишком ...
● Не учи судьбу плохому
Японцы говорят: «Не учи судьбу плохому». Бояться – это естественно для обычного человека. Но в ожидании неприятностей в вашем мозгу «крутится» ...
● Когда идет все не так. 8 вещей, о которых стоит помнить
1. Боль является частью роста. Иногда жизнь закрывает двери, потому что пора двигаться. И это — хорошо, потому что мы ...

Комментарии 1

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *